§ 2. Влияние
экономической политики государства на формирование системы общественных
потребностей в современных
условиях
На
процесс формирования системы общественных потребностей существенное
воздействие оказывает экономическая политика, реализуемая на
государственном уровне в соответствующей хозяйственной системе. Достаточно
долгий исторический период государство было фактически единственным
субъектом, провозглашающим и проводящим ту или иную экономическую
политику.
В
современных условиях, в эпоху становления глобального экономического
пространства, как уже отмечалось ранее, все большую роль в формировании
системы общественных потребностей начинают играть субъекты глобального
макрорегулирования. Данные субъекты имеют достаточно четкие сценарии,
касающиеся хозяйственного развития целых регионов и отдельных стран,
попадающих в сферу их экономических интересов, и обладают достаточными
финансовыми возможностями для оказания серьезного воздействия на
хозяйственную динамику заинтересовавшего их
субъекта.
В
условиях становления глобальной экономики у государства есть следующие
основные варианты поведения:
— самоустранение
и невмешательство в хозяйственные процессы данной
страны;
— активное
противодействие глобализационным сценариям;
— маневрирование
с целью сочетать государственные и глобалистские
интересы;
— соглашательская
политика, предполагающая сознательный допуск к процессам
макрорегулирования данной хозяйственной системы субъектов глобальной
экономики.
Причины
выбора той или иной линии поведения могут быть различными, причем
официально провозглашаемая концепция экономического поведения может
существенно отличаться от реально проводимой на практике. Так, если
следовать логике изложения большинства учебников экономики, базирующихся
на неоклассической концепции, либо представляющих неоклассический синтез с
другими сходными направлениями, современная рыночная экономика по-прежнему
дирижируется «невидимой рукой» А.Смита и вмешательство государства в
хозяйственную жизнь ограничивается лишь явными провалами рынка. Однако во
всех странах с развитой рыночной экономикой существуют реальные и весьма
сложные механизмы макрорегулирования. Поэтому, на наш взгляд, следует
различать формально провозглашаемую политику самоустранения и
невмешательства государства в хозяйственные процессы при наличии реальных
инструментов макрорегулирования данной хозяйственной системой, и реальное
невмешательство, как правило, являющееся следствием слабости
государственной власти. Вторая ситуация характерна для отдельных периодов,
связанных с сущностными изменениями хозяйственной
системы.
Активное
противодействие глобализационным сценариям демонстрируют страны,
получившие за это прозвище изгоев со стороны самых яростных поборников
глобализации. Достаточно четкое противодействие втягиванию в глобальное
экономическое пространство на условиях лидеров «золотого миллиарда»
оказывает Куба, не желающая менять свой экономический курс на достижение
оптимального с ее точки зрения общественного устройства. Проблема
международного терроризма, выдвигаемая в последнее время в разряд самых
актуальных мировых проблем, есть не что иное, как порождение
вышеназванного противостояния глобализационным сценариям. Уничтожение
Югославии посредством ее насильственного дробления и прямой военной
агрессии, инициированной США и их союзниками, тоже один из наглядных
примеров открытого противостояния и устранения несогласных с новым
глобалистским порядком.
Попытку
достаточно удачного маневрирования в проведении государственной политики,
отвечающей национальным интересам страны, и приспособления ее к изменениям
в мировой экономической системе, наш взгляд, демонстрирует Китай, не
изменивший своей ориентации на построение выбранной модели общества. При
этом данная ориентация отнюдь не отпугивает инвесторов, и по темпам
экономического роста Китай уже два десятилетия удерживает первое место в
мире.
Очевидно,
что в современных условиях невмешательство государства в хозяйственные
процессы страны просто недопустимо. Подобно тому, как природа не терпит
пустоты, а капитал — отсутствия прибыли, так и любая хозяйственная система
не терпит отсутствия субъекта макрорегулирования. Если государство
отказывается от данной роли, то на смену ему всегда найдутся другие
заинтересованные субъекты, обладающие достаточно мощными финансовыми
рычагами для реализации своих сценариев в отношении данной хозяйственной
системы.
Активное
противодействие глобализационным сценариям, как уже показал опыт ряда
стран, приводит в лучшем случае к различным изоляционным мерам, в худшем —
к прямой военной интервенции и объявлению их врагами мирового
сообщества.
Если
обратиться к новейшей российской истории, то, на наш взгляд, на первых
этапах так называемых экономических реформ была налицо соглашательская
политика, предполагающая сознательный допуск процессам макрорегулирования
российской хозяйственной системы внешних субъектов макрорегулирования.
В настоящее время зачинщики реформ в их многочисленных интервью и
публикациях не скрывают основных целей реформирования
социально-экономической системы нашей страны, для чего им требовалась
поддержка извне. Хотелось бы надеяться, что в настоящее время модель
поведения российского государства можно идентифицировать как
маневрирование с целью сочетания государственных интересов с вхождением в
глобальное экономическое пространство. Так ли это на самом деле, покажет
ближайшее будущее.
Любая
из моделей поведения государства в отношении процесса макрорегулирования
хозяйственной жизни предполагает декларирование основной цели
экономической политики (для первого варианта это якобы невмешательство
государства в экономические процессы), задач данной экономической политики
и выбор определенных инструментов воздействия на хозяйственную систему.
При этом, как уже подчеркивалось, следует различать официально
провозглашаемую цель экономической политики и реально
проводимую.
К
сожалению, следует констатировать, что в настоящее время отсутствует
четкая постановка цели и задач текущего и перспективного развития
хозяйственной системы нашей страны.
В
связи с вышеизложенным актуальным следует признать вопрос о возможности
отдельной страны осуществлять движение по своему, избранному данной
страной пути.
Вопрос
о возможности движения России по своему пути в обстановке глобализации
мировой хозяйственной жизни при всей его широте и актуальности есть в
первую очередь вопрос о степени свободы экономического выбора на
макроуровне в современном мире. К сожалению, в условиях становления
механизма глобального регулирования всех хозяйственных и общественных
процессов свобода выбора на всех уровнях хозяйствования отсутствует либо
минимальна.
Что
же означает для России включение в глобализационный процесс? Отметим
основные моменты, к ним, на наш взгляд, следует
отнести:
— жесткое
закрепление за Россией роли поставщика важнейших сырьевых ресурсов на
мировой рынок;
— контроль
за российскими финансовыми потоками со стороны иностранных
инвесторов;
— воздействие
на все стороны процесса общественного воспроизводства через механизм
глобального макрорегулирования;
— зомбирование
населения посредством новейших информационных технологий с целью
манипулирования общественным сознанием в определенных
интересах;
— изменение
менталитета, присущего России, на так называемые новые ценности, идеалом
которых является экономический человек, восхваляемый современным
экономиксом.
На
наш взгляд, современная Россия есть не что иное, как результат
осуществления глобального эксперимента по созданию хозяйственной системы с
заранее заданными свойствами. Одним из важных заранее заданных свойств
данной системы следует признать доступность внешнему макрорегулированию
основных параметров хозяйственной системы. Другим не менее важным моментом
данного эксперимента стало искусственное создание достаточно тонкого слоя
классических экономических человечков, допущенных к ключевым
управленческим решениям. Самым катастрофическим результатом вовлечения
России в процесс глобализации, на наш взгляд, следует признать попытку
изменения российского менталитета. Если удастся сделать из человека
русского человека экономического — это будет означать конец российской истории. Возможность избежать
вышеописанного пессимистического сценария может предоставиться нашей
стране только в случае переориентации макроэкономической политики на
общегосударственные интересы. К сожалению, субъектов внутреннего
макрорегулирования, способных реализовать данную задачу, в настоящее время
в России нет, а время, отведенное для поиска своего пути в современном
глобальнорегулируемом мире, практически истекло. Если исторический шанс
будет упущен, то России будет уготована роль источника дешевых ресурсов и
только.
В
целом экономическая политика государства оказывает влияние на формирование
системы общественных потребностей по следующим
направлениям:
— воздействие
на структурообразующие общественные потребности посредством
соответствующего хозяйственного механизма и его
реформирования;
— закрепление
основного производственного отношения через механизм реализации
общественной потребности в труде;
— формирование
определенной культуры производства и потребления;
— провозглашение
целей и задач хозяйственного развития.